*Справка: Полесье – территория на Полесской низменности, находится сразу в четырех государствах: в Белоруссии, Польше, Украине и России. Полесский архив изобилует упоминаниями папоротника, а жители этой территории представляются загадочными добряками, носящими цветочные венки, на седьмое число седьмого месяца уходящие искать заветное растение. Они передавали свои традиции каждому поколению, бережно и осторожно. Полесцы знали, когда и где добывать цветки для купальной ночи, какими свойствами он обладает и как вести себя с внезапно повстречавшейся нечистой силой. Быть может, именно их знания стали стереотипами о празднике Ивана Купалы: о том, что папоротник зацветает только раз в год на 7 июля (или в самую темную и дождливую ночь); о том, что расцветает он ровно в полночь (жители Гомеля говорили: «Горит жаром и светится золотом», а черниговцы описывали так: «Блестит, як молния»).
Основными правилами для сбора цветка были скорее предостережения: нужно было идти одному, без искусственного источника света (например, свечи), так далеко, где не слышно было бы петухов, в самую лесную глушь. Гомельчане считали, что искать его нужно на перекрестке тропок или на кладбище, черниговцы разведывали на болоте.
Но не только полесцам нужен был цветок папоротника. Страстно желали его ведьмы и темные колдуны, которым без него не изготовить зелья. Народ верил, что в тот миг, когда растение цветет, возле него возникает толпа нечистой силы. Любопытные, отправившиеся на поиски цветка, рассказывали, будто бы уже в лесу им начинало мерещиться разное: кому буря, кому раскаты грома, кто-то видел чертей верхом на диких свиньях, табун морских лошадей, клубки шипящих змей и стаи лесных волков. Жители Западной Украины помнят историю об Иване, который придумал скосить расцветший папоротник. Он успел захватить первую охапку травы, когда черт возник за его спиной, прося отдать ему найденное. Иван не хотел делиться находкой, а потому черт погнался юношей с криками: «Отдай моё!». Иван бежал до самого дома, выбрасывая охапки травы. Но черт не отстал от него даже когда парень заперся в доме, прячась от страха за печкой. Черт стучал в дверь и проклинал Ивана, а тот, скинув с себя ботинки, увидел в пятке застрявший пылающий цветок, который поспешил выкинуть за дверь. После чего крики черта стихли. Защита от злых сил: Но все же некоторым полесцам удавалось добыть цветок без вреда для себя и окружающих. По поверьям, жители часто использовали заклинания-молитвы и обереги, а также соблюдали различные защищающие меры. Например, волынцы из Белоруссии надевали на головы волшебные горшки, а черниговцы, найдя цветок, чертили вокруг себя магический круг, заговаривая его и наделяя охраняющими чарами. Житомирцы иногда даже вкладывали цветок в разрез на левой руке, а гомельцы – прятали под ноготь, брестовчане закладывали в прореху под левой подмышкой, черниговцы – вначале жевали растение, а после, как и житомирцы запрятывали под кожей. Зачем же полесцы рисковали своей жизнью ради цветка папоротника? Народ знал о волшебных свойствах растения и потому так хотел его заполучить. Некоторые верили, что папоротник помогает начать общение с духами (в том числе и темными), с помощью которых могут обретать тайные знания, а значит и покровительство от высших сил, которые бы защищали их. А другие охотились за цветком в надежде становиться невидимыми или распознавать ведьм, предсказывать будущее, находить клады с монетами или драгоценными камнями или пропавших домашних животных. А другие использовали его в лекарственных целях, считалось, что если в доме болезнь, то нужно сжечь веточку папоротника. |