На главную выпуска

За завесой лакового искусства: заметка о чернильном камне и судзурибако

Автор: Кавамура Сотер
Рубрика: Это интересно!

Благоговейное отношение к каллиграфии в современной японской культуре выражается не только восхищением свитками религиозных текстов и поэзии как произведениями искусства, но и тем, как искусно и качественно изготавливаются принадлежности для письма. Хотя шкатулки для письма кажутся обычными вместилищами для хранения письменных принадлежностей, таких как чернильный камень (инструмент для разведения или смешивания туши или красок), они также часто являются совершенными образцами лакового искусства. Чернильные камни изготавливались из фаянса, фарфора или камня со слегка абразивной поверхностью, чтобы облегчить растирание твердых чернильных палочек с водой при приготовлении жидких чернил. Чернила (или же традиционные краски) - это твердые чернильные палочки, создаются из сажи (обычно сосновой) и клея и часто в состав добавляют гвоздику или сандаловое дерево. Растворенные чернила накапливаются в лунке чернильного камня, и каллиграф может контролировать густоту чернил, регулируя количество используемой воды и длительность заточки чернильной палочки.


Чернильный камень является самым ценным и постоянным предметом письменного набора, поскольку кисти изнашиваются, а чернильные палочки в конце концов перемалываются. В письменном ящике также обычно находятся пипетка для воды, маленький нож и держатель для чернильницы. В держатель помещают частично заточенные чернильные палочки, чтобы даже самый маленький кусочек можно было легко захватить.

 

Многие шкатулки для письма, по-японски судзурибако, сделаны из лакированного дерева и часто богато украшены маки-э ("рассыпанный рисунок") и перламутровой инкрустацией. Во многих случаях ручки инструментов также украшены маки-э, и декор всего набора тщательно согласован. Письменные шкатулки были разработаны и усовершенствованы в Японии, тогда как в Китае "четыре сокровища кабинета" (кисть, тушь, чернильный камень и бумага) обычно хранились на письменном столе без шкатулки. Письменные шкатулки в Японии выполняли также декоративную функцию, и образцы особой красоты или выдающегося происхождения могли выставляться как ценные вещи.

Как для каллиграфов, так и для художников качество чернильного камня так же важно, как и качество чернильной палочки, поскольку она влияет на текстуру приготавливаемых с ее помощью чернил. В Китае глиняные чернильницы производились начиная с династии Тан (618-907 гг.). Также использовались природные камни. Редкие и драгоценные камни, хрусталь или нефрит также иногда использовались для приготовления изысканных чернильных камней. В период Сун было приготовлено множество знаменитых, "именных" чернильных камней, и развилось ценительство.

В Японии глиняные чернильницы начали использовать в VII веке, а каменные - примерно с X века. Чернильные камни можно разделить на две группы: импортированные из Китая и камни японского типа, которые можно далее сгруппировать по материалу или технике изготовления. Чернильные камни изготавливались различной формы, чаще всего прямоугольной, но предпочтение отдавалось круглым, овальным, фигурным или богато украшенным резным вариантам. Иногда форма ящичка для письма подгонялась под форму чернильного камня. В Японии, во время праздника Танабата, на седьмой день седьмого месяца проводится ритуал: "омовение чернильного камня", так как считается, что очистка чернильного камня способствует усердию.

Деревянные коробочки для письма судзурибако были известны в Японии с IX века. Некоторые из них были покрыты красным лаком для обозначения официальной должности или ранга. Сохранившаяся письменная шкатулка маки-э с перламутром эпохи Камакура (1185-1333 гг.) имеет два маленьких лотка, расположенных с двух сторон чернильного камня (больший справа и меньший слева) для кистей, ручки и другого содержимого. Такое расположение или сочетание одного лотка с отделением для чернильного камня стало наиболее распространенной конфигурацией ящика для письма. В период Муромати (1392-1573 гг.) было изготовлено несколько знаменитых письменных ящиков маки-э, но, что интересно, письменные и визуальные источники этого периода в основном фиксируют письменные принадлежности, импортированные из Китая. Характерной особенностью декора письменных ящиков периода Муромати является ссылка на японскую классику, в основном на антологии, такие как "Кокин вакасю" ("Собрание старых и новых песен Японии", ок. 920 г.).

Уже много позднее, в период Мэйдзи (1868-1912 гг.), наряду с появлением инновационных форм и украшений шкатулок для письма, отражающих модернистские чувства, были возрождены работы, основанные на исторических стилях и декоративных схемах, и подготовлены копии известных шкатулок. Искусно выполненные наборы письменных шкатулок, ящиков для документов и письменных столов часто демонстрировались на всемирных выставках, поскольку они представляли исконно японские традиции каллиграфии. Европейцы начали всерьез коллекционировать японские шкатулки для письма, начиная с периода Мэйдзи.


Комментарии:

#1 Мари Бернсон | 03.10.2021
Кавамура, спасибо за такую прекрасную статью! Ты прям прививаешь любовь к Японии, её традициям, вещам, мифам и культуре. Прям хочется купить себе чернильный камень, одеть кимоно и провести правильно чайную церемонию х)

#2 Джоди Этвуд | 05.10.2021
Спасибо за расширяющий кругозор статью! Приятно приобщаться к культуре другой страны.

#3 Метелона Листен | 05.10.2021
Замечательная познавательная статья, всегда приятно узнать что-то новое о другой стране и культуре. Да ещё так легко и приятно читается, а глядя на иллюстрации хочется завести свою шкатулку для письма.

Комментарии могут писать только жители Магисмо