На главную выпуска

Обряд инициации в русских сказках

Автор: кавамура сотер
Рубрика: А вы знаете, что...

В сказках скрыт большой пласт отсылок к мифам, так как они послужили благодатной почвой для создания сказочных ситуаций, а потому связаны друг с другом. Исследователи говорят, что сказка носит развлекательно-поучительный характер, в то время как миф в основе своей должен быть сакральным. Ритуальные элементы заложены в контексте сказок и они уверенно балансируют между сакральным и развлекательным. В основе сказки лежит обряд инициации. Что это такое? Инициация означает посвящение, это переход человека на другой, более качественный уровень в какой-либо группе. Волшебник-этнограф Мирча Элиаде писал, что инициация – это «… совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. <…> К концу испытаний неофит [то есть недавно посвященный] обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим». Здесь отражен внутренний аспект предназначения инициации – познание и совершенствование себя, постижение истины.

Обряд инициации состоит из последовательных этапов:отлучение от родителей, изоляция посвященного, жертвоприношение и приобретение покровительства тотемного животного, центральное испытание героя.

Обряд отлучения посвященного от родителей является начальным этапом перехода юношей к взрослой жизни. В русских волшебных сказках драматизм отлучения связан со смертью одного из родителей.

 

В сказке «Василиса Прекрасная» отражен обряд отлучения ребенка от матери: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу». Василисе приходится смириться прекращением материнской опеки. В сказке «Иван-царевич и серый волк» царь созывает сыновей и дает им задание: «Кто из вас может поймать в моём саду жар-птицу? Кто изловит её живую, тому ещё при жизни моей отдам половину царства, а по смерти и всё». С этого задания начинается акт разрыва родителя и детей. В сказке «Марья Моревна» событие отлучения неофита происходит уже от обоих родителей. Аналогично сказке «Василиса Прекрасная» смерть родителей сопровождается конкретным наказом для Ивана-царевича – выдать трех своих сестер замуж: «Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того отдавай – не держи при себе долго!».

Изоляция новопосвященного – это изоляция героя от привычного мира. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Персонаж сказки, изолированный от привычного мира темнотой в лесу или символической смертью (также нахождение в темноте), подвергается сильнейшему психическому стрессу. Ночь – это антитеза света (дня), архетипическое воплощение тьмы, символ смерти. Как архетип тьмы, ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом и нечистой силой, отчаянием, безумием, смертью.

В сказке «Василиса Прекрасная»: «Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес. Идет она и дрожит». Переход через лес сопряжен со страхом. В сказке «Иван-царевич и серый волк» отражена изоляция-смерть героя. Старший и средний брат обнаруживают спящего Ивана-царевича и «Димитрийцаревич вынул из ножон меч свой, заколол Ивана-царевича и изрубил его на мелкие части». Речь идет об обрядовой смерти. Вслед за тем происходит акт воскрешения Ивана-царевича в качестве иного человека, который отвоевывает у братьев добытое имущество, наказывает их и воцаряется вместе с невестой. 

Жертвоприношение в сказке связано с получением покровительства тотемного животного. 

В сказке «Василиса Прекрасная» умирающая мать передает Василисе волшебную куклу: «…береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Василиса в обмен на помощь совершает жертвоприношение в виде пищи. Подобное явление известно как «кормление» умерших предков. В сказке «Иван-царевич и серый волк» описывается обряд жертвоприношения коня при выборе пути на распутье, в результате которого коня разрывает серый волк. Ивану приходится продолжать свой путь уже пешим, однако серый волк нагоняет его и сообщает: «… жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?». Обряд жертвоприношения позволяет Ивану-царевичу заполучить покровительство в виде серого волка. В сказке «Марья Моревна» совершается обряд жертвоприношения, когда девушка посещает трех птиц (мужей своих сестер): сокола, орла и ворона. Трижды повторяется одно действие: «Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать». Соколу оставляется серебряная ложка, орлу – серебряная вилка, ворону – серебряная табакерка. По этим предметам все три тотема узнают о гибели Ивана-царевича от рук Кощея и о местонахождении его изрубленных останков. Мы видим акт жертвоприношения, которое дает герою сказки покровительство со стороны высших сил.

Испытание в сказках распространено в трех явлениях: воровство, процесс добычи объекта путем исполнения конкретных условий и акт отстаивания добытой собственности.

В сказке «Василиса Прекрасная» героиня должна добыть огонь у ведьмы-людоедки. Между ними заключается сделка: «…поживи ты наперёд да поработай у меня, тогда и дам тебе огня…». Старуха дает ей хозяйственные задания сверх меры. Добыча сакрального объекта – огня – проходит через испытание в бытовых вопросах: героиня сказки выполняет обязанности, возлагаемые на женщину, тем самым доказывая свою сакральную функцию – способность хранить быт, а впоследствии (после добычи огня) сохранять огонь. Потому женщина всегда считалась хранительницей очага. В сказке «Иван-царевич и серый волк» герой сказки совершает акт грабежа трижды. Добывает жар-птицу – тотемное животное высшей иерархической ступени. Добывает коня – обязательный элемент воинской доблести. Выкрадывает в чужой стране представительницу царственного рода, которая становится его женой. Грабеж – это один из этапов мужской инициации, в которой посвященный должен доказать не только свое бесстрашие и ловкость, но и меру. Завладение жар-птицей – это акт закрепления за правящим родом монополии на владение тотемическим священным животным. Иван-царевич отбирает у другого правящего рода тотемное животное, которое становится символом его династии.

Обряд инициации это базовый элемент сказки, наполненный сакракльным смыслом внутри и покрыт развлекательным содержимым снаружи.


Комментарии:

Комментарии могут писать только жители Магисмо