На главную выпуска

Немецкая сказка

Автор: кавамура сотер
Рубрика: Это интересно!

Пожалуй, самыми известными популяризаторами сказок германского фольклора являются братья Гримм - все мы про них слышали, читали переработанные ими тексты. Они проделали грандиозную работу, результатом которой стал сборник из 200 сказок. Тогда сказки были как нечто само собой разумеющееся, их читали детям перед сном, использовали в магических обрядах и при изготовлении талисманов, но признавать существование сказок как отдельного вида фольклора не хотели. Давайте заглянем вглубь немецкой сказки и посмотрим, чем она примечательна.

Корни немецкого фольклора уходят в глубокую древность. Читая их, можно отдаленно наблюдать за разными этапами жизни народа.

В состав немецкого фольклора входят следующие жанры: саги и шванки

Сага — это передаваемый от поколения к поколению рассказ о необычайных событиях, преподносимый рассказчиком и воспринимаемый читателей, как достоверный. Иначе говоря, сага — это мифологическое или легендарное повествование, в реальность которого верят.

Главным образом тематика немецких саг о стихийных явлениях природы,— грозе, тумане, землетрясении, наводнении. В них, как правило, силы природы одухотворяются и выступают в образе злых или добрых духов. Особенно популярны саги о лесных и водяных духах, о гномах и великанах. Образ демона, первоначально воплощавший в себе представление о стихийных силах природы, в XIX веке связывается с конкретным местным персонажем, который, по мнению народа, в наказание за свои грехи осужден вечно охотитьсяТот же мотив воздаяния характерен и для саг о привидениях или о мертвецах, не нашедших покоя в могиле. Древние религиозные представления нередко включаются в немецкую обрядность; на их основе тоже возникли предания и саги. Примером могут служить саги, связанные с персонажами и церемониями пасхальной и рождественской обрядности: о фрау Холле, о фрау Годэ и др.

В народных немецких сказках отразились древнейшие периоды истории человечества. Таковы, например, характерные для них мотивы каннибализма, бросания детей, варварских наказаний. В сказках можно встретить древние представления о переселении души человека в тело животного или в растение. Образы германской мифологии, известные из народных саг, являются и персонажами сказок (особенно великаны и карлики, русалки, кобольды и призраки).

Шванком в немецкой фольклористике называют короткий рассказ комического содержания, иногда со стихотворным текстом. Шванк в Германии распространен с древних времен. Действие шванка развертывается либо в реальных условиях, либо на небесах или в аду. Материалом для шванка служат комические инциденты из повседневной жизни и веселые фантастические ситуации. В шванках соединилось новое и старое, национальное и международное, литературное и народное эпическое достояние.

Есть сюжеты, место и время возникновения которых трудно установить. Очевидно, наименее связаны с действительностью; так называемые шванки-небылицы, близкие к сказкам. Их литературной, параллелью являются рассказы о бароне Мюнхаузене.

Герои немецких сказок:

эльфы - очень маленькие, но стройные, красивые существа; они веселятся воздушными плясками в лунные ночи;

гномы – карлики, безобразные, горбатые, черные, живут внутри гор, охраняя неисчислимые сокровища; у них есть могущественные цари: Гольдемар, Гюбих, Лаврин, Эльберих (или Альберих);

русалки - в воде живут русалки - Ундины. Они выступают в роли водных духов, или русалок. Название этих существ происходит от латинского "унда", то есть вода. Верхняя часть тела ундин человеческая, нижняя - рыбья. Нрав их очень коварен. Ундины завлекают путника песнями, а затем губят;

домовые - кобольды (домовые); большею частью они добродушны, помогают людям в домашних делах, но иногда и сердятся, делают вред. Есть великаны-тролли, громадные, неуклюжие, имеющие очень большую физическую силу, но слабые умом;

- ведьма - женщины-прорицательницы и провидицы, обладающие сверхъестественной силой. Их остерегались и вместе с тем нередко прибегали к их помощи. В Средние Века сложилось представление, что женщина становится ведьмой, заключив договор с дьяволом. Немецкие Ведьмы живут в опрятных, симпатичных, аккуратных домиках. Их домики сделаны из печенья, пирогов и сахара. Они предсказуемы, последовательны и ответственны. У нее в доме всегда порядок, чистота, уют - все высокоорганизованно, все имеет свое место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев. Они всегда последовательны, точны и аккуратны.

Большое значение в немецкой культуре придается дому и тому, что в нем. Для немцев очень важна семья, отсюда и частая концовка немецких сказок - свадьба, как, например, в сказке «Белоснежка и Краснозорька», «Шиповничек», «Белоснежка и семь гномов». Главными положительными героями всегда являются мужчины: солдат, храбрый портняжка, «щелкунчик». А женщина в сказках, мягко говоря, не очень умный человек. Типичная для немцев черта характера, как трудолюбие, наблюдается почти во всех сказках этого народа: «Госпожа Метелица», «Сапожник и гномы», «Король - Дроздовик», «Дочь Пекаря».

Немцы, несмотря на всю свою прагматичность – большие любители легенд, выдумок, сказочных историй.


Комментарии:

Комментарии могут писать только жители Магисмо