«Она несла отвратительные, тревожные желтые цветы».
Кто читал «Мастера и Маргариту», без труда опознает цитату и про кого она сказана. Но вот вопрос – какие же цветы несла Маргарита Николаевна? Обратимя ещё раз за цитатой, и вот что говорит нам писатель: «что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?»
Мимоза! Опять эта буква «М»!
Но, впрочем, официальное название этого цветка вовсе не такое, а «акация серебристая». Почему серебристая, когда она жёлтая? Спросите об этом природу. Но, несмотря на прямое указание автора, в интернете встречаются жаркие дискуссии фанатов романа, считающих, что она несла более утонченные нарциссы или тюльпаны, а кто-то настаивает даже на одуванчиках.
Мы могли бы предположить ещё и такой вариант – купальница. Она, правда, зацветает несколько позже, в конце мая, но слишком уж хорошо сочетается с образом ведьмы и нечистой силы! Почему, спросите вы? Купальница навевает ассоциации с обрядами в ночь на Ивана Купалу, а ведь именно с русалками и ведьмами была Маргарита на шабаше перед балом! Этот цветок сочетается и с водой, мимо которой проходили Мастер и Маргарита в первый день знакомства, и выражениями самого Булгакова – «финский нож», «бросила в канаву», встречающиеся в эпизоде с цветами. Ну и название на латыни, само собой – «европейский тролль», «Trollius europaeus».
Но вернёмся к мимозе, которая так беззастенчиво украла название у другого растения.
Маргарита выбрала эти цветы за их яркий цвет, хотела привнести в свою жизнь перемены и избавление от скучного существования.
Что же увидел Мастер?
Тревожность.
Душевная болезнь уже просочилась в него, уже жила в нем, хотя до окончания романа и литературной травли было ещё далеко. Он уже неосознанно отстраняет себя от людей и всё больше погружается в мир романа. И это вытесняет из его памяти воспоминания о жене Вареньке и работе в музее.
Всё дело в символизме, ведь жёлтый цвет является сильным раздражителем для людей с психическими заболеваниями. Здесь же присутствует намёк на печальный конец Мастера – «желтый дом», как раньше называли больницу для душевнобольных.
Это растение – необычайная пошлость для романтических героев (хуже только розы, ей-богу), но и сам сюжет вывернут у писателя шиворот-навыворот, у него всё наоборот: не Мастер ищет себе спутницу жизни, а сама она идёт искать с жёлтым букетом; не мужчина дарит женщине цветы, а они сами оказываются у Мастера в руках. Писатель экспериментирует с романтическими метафорами, возвышенным слогом, меняя местами поступки главных героев.
Мы, современные читатели, настолько привыкли к самым странным и интересным словесным экспериментам, вплоть до самого простого женского и подросткового фэнтези, что не задумываемся – в какое время и в каком состоянии писался роман, ставший жемчужиной в архиве писателя, писавшего его на закате жизни и вложившего в него весь оставшийся талант. Я не зря упомянула фентези – может показаться, что «Мастер и Маргарита» и есть что-то подобное, но это история не только о том, что вдохновляло писателя, это роман-пародия на эпоху романтизма в искусстве и на модные в то время течения мистицизма.